село Исады
-
🏡
Об Исадах
-
⛪
Храм Николая Чудотворца
-
🚕
Как добраться
Напишите нам
По всем вопросам вы можете написать нам и мы обязательно вам ответим
Смысл жизни – в собирании памяти
Смысл жизни – в хранении ее.
И если вы память утратите,
Бессмысленно станет житье.
Юрий Адрианов
Такой урок когда-то мы получили от любимой бабушки. Сейчас я часто вспоминаю Исады – одно из красивейших мест Поволжья. Внизу река Сундовик, впадающая в Волгу, луга, а дальше Волга – когда то была широкой огромной рекой. Напротив – Макарьевский монастырь, вокруг которого огромные поселения с лесопилкой. Красота удивительная! На самой Волге была активная жизнь. Шли пароходы, теплоходы, дизель-электроходы и т.д., грузовые и пассажирские тягачи. Пристань располагалась километрах в 5 от Исад, по лугам шли пешком или добирались на лодках. Лодок было очень много. До войны и в первые послевоенные годы гребли веслами. Потом появились моторные лодки.
Наплыв гостей, родных и близких в летние месяцы был огромный. А сенокос на лугах! Это был настоящий праздник! Детей тоже привлекали на работы по сбору травы. Луга были заливные, травы много. Травяной воздух пьянил, и мы, дети, нередко засыпали в скошенной траве. А к вечеру, с небольшими травяными ношами поднимались в Исады. Между лугами и Исадами через Сундовик были мостки, в июле было уже мелко. А сами Исады – чистое красивое русское село. Дома стояли плотно друг к другу. Ходили по нежной мягкой травке как по зеленому ковру.
За чистотой около домов следил староста Иван Федорович Печугин. Он утром обходил все село, а домов было очень много, и если где- то непорядок – прикажет: « Немедленно убрать мусор или остатки после заготовки дров». В селе был порядок. Любые нарушения обсуждались на собрании в «трубной» - она располагалась недалеко от нижнего бассейна (настоящее украшение села), где рядом были дома старосты Ивана Федоровича, Казанцевых, Ермаковых, Частухиных. Кроме этого, порядок в селе поддерживался благодаря ночным дежурствам. Три-четыре человека с колотушкой ходили по селу. В случае необходимости ударяли в колотушки. Нам, детям, очень нравилось ходить с дежурными и просить колотушки. Колотушки нам давали, а колотить в них запрещали. Такой порядок обеспечивал покой, уверенность в полной безопасности. Никаких краж, крупных скандалов не было. Только запомнила случай с поркой одного мужика, чужого, который попытался у кого- то что- то украсть. Пороли на глазах у всех селян так, что отбивало всякую охоту к воровству. Каждую субботу в каждом доме была уборка, и обязательно на подоконниках – цветы.
В Исадах было стадо коров, коз, баранов. Вечером ждали возвращения стада. Пастуха благодарили и по очереди кормили вкусным ужином. И повсюду – сады, сады: яблони, вишни, смородина малина, крыжовник. А груша была только в одном саду. Огромное дерево. Землянику, ежевику, щавель и другое собирали в избытке на лугах.
Ну и самым лучшим украшением села была старообрядческая церковь. Располагалась она на пригорке. Очень красивая, из красного кирпича, напоминала Рождественскую церковь в Нижнем Новгороде – только меньшего размера. Она была окружена красивой огромной оградой – высотой более двух метров. Низ ограды – из красного кирпича, красивая кладка, а верх – фигурная с острыми концами из железа с решеткой. Красивые ворота, красивая из красного кирпича сторожка. За оградой очень много было сирени. Были там и захоронения, по тем временам очень хорошо оформленные. Но их было немного. Церковь была действующая, поэтому нередко раздавался мелодичный колокольный звон. Прихожан собиралось много. В том числе из Ушаковки, Окишино и других мест. Эта церковь была единственная старообрядческая на всю округу. Запомнила я свадьбу Быковой – имен не помню. Венчались в старообрядческой церкви и по склону спускались вниз. Свадебный обряд был удивительно красивый и самобытный, а пировало кажется все село. Кроме старообрядческой церкви было еще две. Одна – деревянная православная. Около нее также было много захоронений, располагалась недалеко от нижнего бассейна. Другая – белокаменная, высокая, была рядом с кладбищем. Службы до войны в ней никакой не было. В военное время многие постройки разрушили – в том числе и ограду, эту церковь.
Исады славились красивыми добротными домами. Старожили очень тепло отзывались о купце Сергееве Александре Филипповиче. Во-первых, потому что он их круглый год обеспечивал работой. Летом - на баржах, судах. Зимой – на ремонте барж, судов. В случае необходимости оказывал помощь односельчанам: кому в ремонте дома, кому на свадьбу, на другие нужды. Жили Сергеевы скромно, никаких грандиозных балов не устраивали , помогали людям.
Земли у исадцев было мало, поэтому за многими необходимыми продуктами и хозяйственными принадлежностями ходили за пять километров в Лысково по лугам. Картошку, лук, морковку покупали у жителей Ушаковки или Окишино. Они по заказу приносили или привозили то, что надо. Единственным транспортным средством тогда были лошади (редко) и лодки.
А люди.. какие люди! В основном работали на предприятиях Лысково, на пристанях, все очень трудолюбивые, мастеровые, доброжелательные, всегда приходили на помощь тем, кто в ней нуждался. Но самое главное – почти все жители Исад были связаны с Волгой, были и капитаны, и штурманы, и лоцманы, и матросы. Среди бывших исадцев известные люди: Мигинский В.С. – главный инженер Ленинградского метро; Пинаев – актер московского театра; Силунский – в команде знаменитого Сергея Королева; Конюхов – в генеральном штабе министерства обороны; Мякинников В. М.-полковник ВВС и др. В Великую Отечественную войну почти все кто мог ушли на фронт. Вернулись немногие. В числе погибших и мой брат, уроженец Исад , Конюхов Борис. Погиб и похоронен в Польше.
Пусть нынешнее поколение – наши внуки и правнуки также любят Исады, как мы, девчонки и мальчишки тридцатых годов, полюбили Исады на всю жизнь.
Мы с моей женой Таней уже много лет каждое лето живем в отцовском доме, который он выстроил в 50-х годах. А теперь, выйдя на пенсию, уже большую часть года мы в своих любимых Исадах – ухаживаем за садом, который когда-то посадили отец с мамой, завели небольшой огород, поставили баню. Вечерами любим посидеть на скамейке у ограды, у церкви – полюбоваться закатом, да и просто повспоминать Исады своей молодости. На скамейку вечерами многие приходят – посмотреть на Сундовик, Керженец, На Волгу. Это любимое место сельчан и сейчас. А 40-30 лет назад на этой площадке у церкви мы, молодежь, танцевали под радиолу, которую я приносил из дома, слушали песни по радио, которое совсем недавно заработало в Исадах. А в церкви, которую сейчас восстанавливают, был клуб, и молодежь в непогоду собиралась там. Такое время было – время безбожья, время атеистов. А мы были дети этого времени.
Село после трудных военных и послевоенных лет обустраивалось. Всем миром решали главную проблему того времени – проблему воды. Ведь многие годы жители, особенно верхней улицы и зимой и летом ходили по воду на родник, был он на высоком пригорке. Зимой на обледенелой узенькой тропинке, которая шла к роднику, не раз увечились – и взрослые и дети, спускаясь с полными ведрами воды. И вот объединились наши отцы, договорились с председателем Трофимовоского сельсовета Федором Васильевичем Шабаркиным о выделении денег на трубы и прочую оснастку и проложили трассу от родника к бассейну (колодцу), в котором вода была только вешняя, по весне. Устроили и саму территорию бассейна и пошла постоянно вода от родника в бассейн, который находится в самом центре сала. И сейчас родник, бассейн – главные источники воды. Только надо каждую весну, а иногда и летом опять всем миром приложить к нему руки.
Я помню, как мой отец, депутат райсовета от Исад вместе со всеми сельчанами обсуждал все житейские вопросы – восстановить мост через Сундовик после половодья, подготовить все пожарное хозяйство (топоры, ведра, крюки) к лету, проверить подготовку каждого дома к чрезвычайным ситуациям. Был в те годы в Исадах и товарищеский суд, который разбирал всякие нелады между соседями. Ведь было и такое. В общем порядок был в селе. Всем миром отвечали за него.
Сейчас в Исадах много дачников (хотя село-то совсем небольшое), приезжают на все лето и дети, и внуки, правнуки тех, кто организовывал жизнь села в 50-70-е годы. В последние 3-5 лет Исады ожилои – тоже всем миром решают общие вопросы, которые возникают у села.
По всем вопросам вы можете написать нам и мы обязательно вам ответим