История края

XVI

Образование села Исады связано с походом на Казань Ивана IV – 11 декабря 1547 года Иван IV со своим воинством вышел из Москвы в Понизовье, а 26.01.1548 был уже в городе Нижний Новгород. Целую неделю воинством готовилось здесь к дальнейшему походу на Казань. 2 февраля полки Ивана IV двинулись частью по льду, а частью вдоль Волги по правому берегу. Но сильные морозы вдруг сменились оттепелью. Три дня простоял Иван IV под Работками, ожидая возврата холодов. Затем приказал полкам под командованием Дмитрия Бельского идти по нагорной дороге дальше. А сам 10 февраля вернулся в Нижний Новгород «со многими слезами, что не сподоби Бог его к путному шествию». Но русские войска воеводы Бельского по раскисшей хляби ушли недалеко, лишь до устья речки Сундовика, где и встали, ожидая холодов Вознося к небу мольбы о благополучии похода, основали русские воины на становище небольшой монастырёк в честь святого Стефана, срубив в полугоре над Волгой стройный шатровый собой, а для оставшихся там нескольких иноков – кельи в ограде и «кладные» амбары. Обо всём этом было сразу же доложено Ивану IV. В течение всего следующего года молодой царь помнил о вновь основанной нижегородской обители. Лучшим доказательством этого служит факт: во время нового похода на Казань Иван IV прибыл на следующий год сюда и вложил в монастырь личные свои щедрые дары:

1.Специально отлитые в Москве три колокола;

2. Икону с золотым фоном Смоленской Божией матери;

3. Написанное от руки красочное напрестольное Евангелие.

О вкладе «великаго государя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца» в Стефаньевский монастырь помнили почти два века, но после неоднократных пожаров в XVIII столетии об этом как-то забылось. Память об Иване Васильевиче (Грозном) и его походах по нижегородской земле сохранили лишь русские летописи и древние документы, а они рассказывают о следующем. В 1570-х годах по юго-восточным землям Нижегородского края прокатились волны так называемой Черемисской войны. Подвергся тогда разорению и Стефаньевский монастырь. Затем Россия погрузилась на десятилетия в Смуту. Всё это время монастырёк оставался небольшим, с одним рубленым храмом, в окружении 18-дворовой бобыльской слободки, где жили бортники и древоделы, кузнец и шорник, обслуживавшие путников Большой ямской Казанско-Нижегородской дороги, шедшей из Москвы в волжское Понизовье, а далее – в Персию и Индию.

XVII

К 1621 году в установившихся более или менее мирных условиях жизни края под защитой обители были срублены 19 государственных житниц, в которые на исходе каждого лета ссыпался «ясашный» (оброчный) хлеб с нерусскими народами Поволжья. Зимним перепутком его на санях отправляли в Москву прямо на государев Житный двор, так что о Стефаньевской обители не только помнили, но и временами проявляли заботу в кремлёвских царских теремах.

Летом с начала судоходства по Волге под Стефаньевским монастырьком регулярно устраивалась торговая пристань, где продавались и обменивались купцами всевозможные привозные товары. Здесь же от государевого лысковского кабака летом учреждалась «пьющая изба» с ледниками, дававшая казне весьма значительные доходы. Именно тогда, в XVII столетии, местечко стало чаще именоваться Исадами, что более точно отражало новое его назначение торговой прибрежной пристани.

Благоприятные условия жизни и занятия ремеслом (любые наработанные товары сразу же находили покупателя) привели к появлению здесь ремесленников самых различных профессий.

Сохранилось подлинное описание Исад, воссохдающее во всех основных элементах облик древнего монастыря, в том числе собора, после обновления его в середине XVII века лысковчанами – промышленниками Муромцевыми: «…на реке на Волге на берегу, на устье речки Сундовика, монастырь архидиакона Стефана. Ограда бревенная ветха, рублена в лапу. В монастыре святые ворота, на воротех образ Спаса Вседержителя да образ пресвятые Богородицы да образ Иоана Предтечени и протчих святых восмь образов, писаны на красках. В монастыре церковь во имя господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в пределе первомученика архидиакона Стефана древяная, рублена в угол: с осмериком поверх осмерика, шатер, маковица обита деревянною чешуею, крест обит белым железом…»

Стефаньевский монастырёк в XVII веке оставался по-прежнему малолюдным. В трёх рубленых кельях жило еще по пять иноков. Возле же монастырька сохранялась приписанная ему слободка из 21 двора, 65 бобылей, которые платили в обитель денежный и натуральный оброк. В общем, Исады жили безбедной, размеренной жизнью. Но на них с особым интересом поглядывали власти рядом расположенного, становящегося год от года все более могущественным и влиятельным Макарьев-Желтоводского монастыря.

Правившая страной царевна Софья уже неоднократно получала их челобитья о приписке Стефаньевской обители к Макарьев-Желтоводскому монастырю. Наконец, создалась ситуация, когда отказать им царевна уже не смогла…Еще в 1682 году, когда Софья Алексеевна при помощи стрельцов узурпировала в Москве власть, она пожаловала макарьевскому архимандриту Сергию право полного таможенного сбора на ярмарке. Это были огромные по тем временам суммы, поэтому, укрепившись на троне, царевна в 1685 году объявила ранее данную жалованную грамоту недействительной с официальным объяснением, что была получена «в смутное время». Но при этом требовалось хоть как-то сгладить ситуацию.

В качестве компенсации за потерю особых прав на ярмарке 10 декабря 1686 года был издан правительственный указ о пожаловании Исад в Макарьев-Желтоводский монастырь в качестве вотчины. Правда, при этом макарьевским властям предписывалось не только сохранять там государственные житницы и кабак, но и держать их в надлежащем состоянии.

В Исадах насчитывалось 17 жилых дворов, а 8 бобыльских семей числились в бегах от тягот обложения. Село стало важным приобретением Макарьев-Желтоводского монастыря, сразу учредившего здесь собственную паромную переправу через Волгу, ибо за подобную же переправу под Лысковом уже в течение десятилетий шла нескончаемая и жестокая борьба с лысковчанами.

XVII

К концу XVII столетия архидиаконовская церковь в Исадах обветшала. В 1701 году власти Макарьев-Желтоводского монастыря указали срубить здесь новый храм. Возведение шатров было запрещено еще в 1652 году патриархом Никоном, поэтому новый храм срубили более скромным по облику.

Приписанным к Макарьеву Стефаньевский монастырь оставался до 1764 года, когда в ходе секуляризации церковных земель Исады были отписаны в государственное ведение, в подчинение Коллегии экономии. В новых условиях изменился и характер жизни, и сам быт исадовцев. Спустя сто лет число жилых дворов здесь выросло до 93 (при 304 муж и 323 жен).

1764 год – упразднение стефаньевского монастыря (при учреждении монастырских штатов Стефаньевский монастырь был закрыт, а Архидиаконовская церковь обращена в приходскую).

Экономические примечания по межеванию Макарьевского уезда за 1798 г: «Село Исады на правой стороне Волги, церковь деревянная во имя Архидиакона Стефана, на правой же стороне речка Льнянка, река Волга в летнее время шириною – верста, глубиною – две сажени. Сундовик шириною – шесть саженей, глубиною – арши, в ней рыба щуки, лещи, язи, окуни, плотва. Речка Льнянка пересыхает. Жители водою довольствуются из реки Волги. Земля Иловатая, хлеб и трава родятся средственно. Крестьяне на положенном оброке упражняются в хлебопашестве, а большею частью в рыбной ловле. Рыбу продают в Лыскове и близлежащих селеиях. Женщины сверх полевой работы прядудт лён и шерсть, ткнут холсты и сукна для своего употребления и на продажу.»

В 1798 году в 40 дворах проживало 290 человек, село занимало 102 десятины земли, половина из них – пашня.

XIX

Этот век можно сказать, стал расцветом села Исады.

По сведениям Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел в 1859 году число дворов в Исадах: 93.

Число жителей:

– мужского пола – 304 человека;

– женского пола – 323 человека;

Исадцы жили безбедно: занимались судоходством, рыболовством, хлеботорговлей, садоводством, различными ремёслами.

В 1847 году на средства прихожан и купцов Сергеевых был построен большой кирпичный Никольских Храм.

Также на средства А.Ф. Сергеева была построена богадельня для призрения вдов и сирот, являлся он и попечителем церковно-приходской школы при Никольском храме (фото купцов братьев Сергеевых)

У купца Сергеева было 2 парохода и своя пристань. А всего летом у Исад стояло 7 пристаней. Они были окрашены в разные цвета, принадлежали разным хозяевам6 обществу «Россия», обществу «Березники», обществу «Кавказ и Меркурий», нижегородскому купцу-миллионеру Д.В.Сироткину, исадскому купцу А.Ф. Сергееву и другим. У Сергеева на пароходе «Братья» пассажиров бесплатно поили чаем с булками. А.Ф.Сергеев был очень уважаемый в Исадах человек. Многим помогал морально и материально.

В конце XIX века с 1889 г по 1902 служил в Исадах, в Стефано-Архидиаконовской церкви патриот своего отечества, священник Николай Васильевич Орловский. Его трудами в Исадах открыта церовно-приходская школа. Он являлся попечителем в деле организации помощи голодающим. Николай Васильевич был удостоен многих наград.

XX

XX век войдёт в историю Исад чередой тяжёлых испытаний:

– первая мировая война 1914 года;

– Революция 1917г.

– Закрытие и разрушение храмов

– великая отечественная война

– Расселение жителей Исад из зоны затопления

Жертвами «касного» террора стали:

– Священник Архидиаконского храма Орловский Николай Васильевич, расстрелян 1 сентября 1937г.

– Диакон Никольский и Архидиаконской церкви, Иоанн Мошков расстрелян 20 ноября 1937

– Последний священник села Исады Мигинский Сергей Иванович расстрелян 14 декабря 1937

(фото священник Мигинский с семьей) В1938 г. Было три постановления Президиума Горьковского Облисполкома о закрытии церквей.

Во время Великой Отечественной войны на фронт уйдёт 102 уроженца Исады, а вернётся только 4-я часть. Орденами и медалями былинаграждены многие воины: Васляев А.И., Азаров В.П,, Веретёхин А.И, Ермаков Н.В., Быков А.И., Васянин Ф.И., Востоков Л.Г., Гориков Н.А,, Мякнников В.М.

После Великой Отечественной войны оставшиеся в живых возвращались домой. Исадыприходили в себя после самой страшной войны.

В 1950 году открывается Исадская вспомогательная школа. Жизнь в Исадах оживилась, появились новые рабочие места. Первым её директором был Чехлов Александр Яковлевич. Много лет проработали в школе учителя Быкова А,Ф., Гусева Т.А., Козлова В.Р., Бутникова К.П., Азарова ВВ,, Быстрова В.И., Ермакова В.Ф,, Порфирьева А.Ф., Кузнецова В.А. и другие.

Славятся Исады своими речниками:

– тремя капитанами Ермаковыми: Михаилом Александровичем, Геннадием Михайловичем, Леонидом Михайловичем.

Среди бывших исадцев много известных людей: Мигинский В.С. – главный инженер ленинградского метро; Силунский – в команде знаменитого Сергея Королёва; Пинаев – актёр московского театра; Конюхов- в генштабе миниистерства обороны; Виноградов Ю.И.. – проректор Нижегородской водной академии; Ермаков А.Г. и Казанцев Л.А., в руководстве Нижегородского пароходства.

В 1970е годы село Исады входят в зону затопления Чебоксарской ГЭС. Жители Исад стали покидать свои дома. Разъехались кто в Лысково, кто в Горький, а кто в Трофимово и Неверово.

Осиртоело село. Но в 1980е годы появилось много дачников. Они не дали ему погибнуть.

К концу XX века в Исадах коренных жителей (не считая дачников) было всего 15 человек.

XXI

В 2015 году началось возрождение села с храма. Епископ Лысковский и Лукояновский Силуан благословил жителей на восстановление храма Святого Николая Чудотворца.

В июле 2015 глава администрации Лысковского района Першин В.В. встретился с жителями села и обсудил организационные вопрсоы по восстановлению храма.

8 августа 2015 года уже состоялся первый молебен и Крестный ход, который провел Благочинный Лысковского округа протоирей Отец Георгий (Жучков). В 2016 году были отремонтированны крыша зимнего придела и начались работы по изготовлению куполов. В этом же году был отремонтирован в селе колодец.

2 сентября 2017 года состоялась установка куполов. Проведен большой комплекс подготовительных и монтажных работ для того, чтобы храм Николая Чудотворца засиял новыми куполами.

В 2018 и 2019 году начался ремонт главного придела храма, восстановление колокольни и крыши основного здания.

В 2018 году также было проведено новое освещение в селе и архитекрутрная подсветка храма. Сделана временная дорога – спуск к селу

13 авгста 2018 года был открыт Пантеон воинской славы и проведен праздник в честь 470-летия села.

В 2019 году отреставрирован фасад зимнего придела и залиты полы во всем храме. Продолжаются работы по восстановлению колокольни.

Сайт не является публичной офертой. Вся информация, опубликованная на сайте, представлена в ознакомительных целях. При цитировании ссылка на сайт обязательна.

село Исады

  • 🏡

    Об Исадах

  • Храм Николая Чудотворца

  • 🚕

    Как добраться

Напишите нам

По всем вопросам вы можете написать нам и мы обязательно вам ответим